Английский язык можно учить во сне: правда или миф?
Все мы любим лайфхаки и стремимся достигать поставленные цели с наименьшими усилиями. Поэтому каждый, кто впервые сталкивается с идеей об изучении английского языка во сне, чувствует прилив энтузиазма и вдохновения.
Только представьте, что вам больше не нужно напрягаться и корпеть над учебниками. Достаточно просто включить аудиозапись и сладко посапывать в кроватке под убаюкивающий голос преподавателя. Каждую ночь он будет посвящать вас во все тонкости английского языка, а вы каждое утро будете просыпаться свежим, отдохнувшим, с массой новых полезных знаний и значительно увеличившимся словарным запасом.
Согласитесь, звучит заманчиво. Однако возможно ли такое на практике?
Что об этом думают ученые
Идеи об обучении человека во сне существовали с древних времен. В частности, подобного рода практики приписывают индийским йогам и буддийским монахам. Однако серьезные научные исследования по этому вопросу стали появляться только в начале прошлого века. Исследуемая методика получила название «гипнопедия», что в переводе с древнегреческого означает «обучение во сне» (др.-греч. ὕπνος — сон, παιδεία — обучение).
К сожалению, по состоянию на конец XX века результаты исследований были не особо обнадеживающими. Большинство специалистов сошлись во мнении, что полноценное обучение человека во время естественного сна невозможно, а некоторые даже стали приравнивать гипнопедию к лженауке.
Однако результаты недавних исследований, проведенных учеными в период с 2010 по 2020 г., оказались гораздо более оптимистичными.
Конечно, гипнопедию пока что не признали полноценной заменой классическому способу обучения (все-таки возможности для восприятия и запоминания новой информации во сне сильно ограничены). Тем не менее, ученые установили, что обучение во сне может быть полезно людям, изучающим иностранный язык, поскольку существенно повышает эффективность запоминания иностранных слов.
Особенно сильно проявляется эффект, если иностранные слова первоначально заучиваются во время бодрствования, а во сне происходит их повторение.
Вот три наиболее известные исследования по данному вопросу:
- Исследование швейцарских ученых («Boosting Vocabulary Learning by Verbal Cueing During Sleep», исследователи Thomas Schreiner, Björn Rasch; результаты опубликован в журнале «Cerebral Cortex» Швейцарского национального научного фонда в июне 2014 года);
- Исследование разработчиков приложения «MosaLingua» («Learning a language while sleeping: the results of our test», результаты опубликованы на сайте www.mosalingua.com в 2016 году);
- Исследование немецких ученых («Implicit Vocabulary Learning during Sleep Is Bound to Slow-Wave Peaks», исследователи Marc Alain Züst, Simon Ruch, Roland Wiest, Katharina Henke, результаты опубликованы в издании «Сurrent Biology» в январе 2019 года).
Во всех вышеперечисленных исследованиях изучался вопрос о том, способствует ли прослушивание во сне иностранных слов их запоминанию. И во всех трех случаях ответ оказался положительный.
Итак, что же удалось установить ученым.
1. Исследование швейцарских ученых
Именно данное исследование во многом способствовало возрождению интереса к гипнопедии, особенно в области изучения иностранных языков.
Исследователи из двух швейцарских университетов хотели проверить, смогут ли они повысить эффективность изучения иностранных слов путем их повторения испытуемым во время медленного сна.
Испытуемые, которые были носителями немецкого языка, должны были выучить и постараться запомнить 120 голландских слов и их перевод на немецкий язык. Первоначальное заучивание слов происходило в течение одного часа (c 22.00 до 23.00) в состоянии бодрствования.
После этой стадии испытуемых поделили на четыре группы.
- Участники группы № 1 (основная группа) спали в течение 3 часов (с 23.00 до 2.00). При этом во время сна они слушали аудиозапись с переводом слов, которые они только что пытались запомнить.
- Участники группы № 2 (контрольная группа), как и участники первой группы, спали в течение 3 часов, однако каких-либо аудиозаписей не слушали.
- Участники группы № 3 (активное бодрствование) не ложились спать, аудиозапись с переводом слов воспроизводилась им в процессе выполнения на компьютере задачи n-назад (англ. N-back task), которая применяется в нейрофизиологических исследованиях для стимулирования активности определённых зон мозга.
- Участники группы № 4 (пассивное бодрствование) также не ложились спать и слушали аудиозапись с переводом слов, однако при этом каких-либо задач за компьютером не выполняли.
Через три часа участников первых двух групп разбудили и провели контрольный тест.
По его результатам наилучший результат показали участники группы № 1, которые смогли воспроизвести 105,14% заучиваемых слов (за 100% исследователи взяли количество слов, которые смогли воспроизвести испытуемые во время теста перед сном).
Участники группы № 2, которые спали, но не прослушивали аудиозаписей, смогли воспроизвести 93,55% заучиваемых слов.
Результаты участников группы № 3 (активное бодрствование) и группы № 4 (пассивное бодрствование) оказались значительно хуже. Они воспроизвели соответственно 85,53% и 79,86% заучиваемых слов, несмотря на прослушивание аудиозаписей.
Данное исследование позволяет сделать два важных вывода.
Во-первых, сон необходим для качественного запоминания информации. Результаты участников эксперимента, которые спали, значительно лучше участников, которые остались бодрствовать. Поэтому лишать себя сна, чтобы лишний раз повторить нужную информацию (например, перед сдачей экзамена) – не самая лучшая стратегия.
Во-вторых, прослушивание аудиозаписей во время сна может оказать положительный эффект на запоминание ранее полученной информации.
2. Исследование разработчиков MosaLingua
Исследование проводилось разработчиками приложения для изучения английского языка «MosaLingua». Следует учесть, что это не научный эксперимент, поэтому результаты не стоит воспринимать как истину в последней инстанции.
Тем не менее, полученные статистические данные очень любопытны и в целом не противоречат упомянутым выше научным изысканиям швейцарских и немецких специалистов.
Разработчики «MosaLingua» проводили исследование в течение 2 недель. 136 испытуемых прослушивали во время сна иностранные слова. Одну ночь они слушали слова, которые учили ранее (во время бодрствования), следующую ночь – совершенно новые для них слова.
Положительный эффект наблюдался в основном для слов, которые участники запомнили во время бодрствования. Результат запоминания данных слов улучшился у 67% участников. При этом 50% от этих участников улучшили свой результат очень существенно: на 40% и более.
Что касается новых слов, то здесь успехи были гораздо скромнее. Некоторое улучшение наблюдалось у 28% участников, но оно было не столь значительным.
В итоге специалисты «MosaLingua» пришли к выводу, что положительный эффект дает именно повторение во сне ранее выученных слов. Заучивание во время сна незнакомых слов неэффективно, поскольку при запоминании новой информации ключевую роль играет наше внимание.
3. Исследование немецких ученых
Результаты эксперимента немецких ученых опубликованы совсем недавно – в 2019 году, и они оказались довольно многообещающими для сторонников гипнопедии.
Предыдущие исследования, упомянутые в этой статье, показали эффективность повторения ранее выученных слов. В свою очередь немецкие специалисты установили, что во время сна мозг может формировать связи между словами, то есть в какой-то степени способен усваивать совершенно новую для него информацию.
В процессе эксперимента испытуемым, которые находились в состоянии сна, проигрывали аудиозапись из 40 различных пар слов. В каждой паре одно из слов было реальное немецкое слово (родной язык для испытуемых), а второе – несуществующее слово на выдуманном языке. Например, «hause» – «tofer», где «hause» в переводе с немецкого означает «дом», а «tofer» – ничего не значащее слово на выдуманном языке.
После пробуждения испытуемым предлагали пройти тест. В ходе теста они должны были ответить, является ли услышанное ими во время сна выдуманное слово (например, «tofer»), больше или меньше коробки для ботинок. И так по очереди для всех 40 выдуманных слов.
Процент правильных ответов оказался настолько высок, что полностью исключал вероятность случайного угадывания. На основании результатов эксперимента ученые сделали вывод о том, что во время медленного сна люди способны усваивать ассоциативную вербальную информацию (пары слов).
Тем не менее, это не окончательная победа сторонников гипнопедии. Вопрос о том, помогает ли ассоциативная вербальная информация активному заучиванию новых слов, по-прежнему актуален. То есть, даже если вы на уровне подсознания будете знать, что «tofer» больше коробки от ботинок, далеко не факт, что это поможет вам запомнить корректный перевод данного слова. По мнению немецких ученых, данный момент остается неясным и требует дальнейшего исследования.
И все-таки, можно учить английский язык во сне или нет?
Если кратко, то вывод следующий: теоретически обучение во сне возможно, однако до внедрения гипнопедии на практике еще очень далеко.
На сегодняшний день не существует надежной и проверенной методики, позволяющей изучать (по крайней мере, в привычном смысле этого слова) иностранный язык во сне.
Согласно проведенным исследованиям, положительный эффект от гипнопедии можно получить, если использовать ее как вспомогательный инструмент для повторения ранее заученных слов. Однако даже здесь есть подводные камни.
Во-первых, вряд ли у вас получится полностью воспроизвести условия вышеописанных экспериментов, в том числе, добиться повторения слов в нужной стадии сна.
Во-вторых, в указанных исследованиях повышение эффективности запоминания слов наблюдалось лишь у части испытуемых. Поэтому даже при идеальном воспроизведении условий эксперимента нужный вам результат не гарантирован.
В-третьих, остается неизученным вопрос о влиянии гипнопедии на ваше психическое и физическое состояние. Вы наверняка знаете, насколько важен сон для нормального функционирования организма, и какие серьезные последствия для здоровья может повлечь регулярное нарушение нормального режима сна. Экспериментируя со своим сном, вы сильно рискуете.
Поэтому, возможно, все-таки не стоит спешить. Лучше подождать, пока появится надежная, конкретная и проверенная методика обучения иностранному языку во сне. Тем более, что изучать иностранный язык в состоянии бодрствования не обязательно с помощью скучной зубрежки.
Существует немало интересных и увлекательных способов добиться нужного результата: компьютерные игры, просмотр сериалов, чтение книг, прослушивание песен, участие в онлайн-трансляциях, общение на форумах, в социальных сетях и т.п.
Главное, найти способы, которые подходят именно вам и от которых вы получаете удовольствие. Тогда, возможно, вы даже будете рады, что изучаете иностранный язык во время бодрствования, а не во сне.