С какого возраста начинать учить иностранный язык: мнение ученых

Большинство родителей понимают, что их ребенку рано или поздно придется учить иностранный язык. Во-первых, это обязательный элемент любой школьной программы. Во-вторых, углубленное изучение иностранного языка может оказаться очень полезным для получения хорошего образования и построения успешной карьеры.

Вместе с тем возникает логичный вопрос: с какого возраста следует начать изучение иностранного языка, чтобы обучение было эффективным и не навредило ребенку?

Краткий ответ – чем раньше, тем лучше. И вот почему.

С какого возраста учить английский - Фото 1 С какого возраста учить английский - Фото 1

Согласно исследованиям ученых, наиболее интенсивно мозг человека развивается с момента рождения до 6 лет. К концу этого периода мозг формируется примерно на 70%. Обучение в этом возрасте происходит особенно быстро, дети очень любопытны и невероятно быстро усваивают любую новую информацию.

В возрасте от 6 до 15 лет происходит дальнейшее развитие систем мозга, которые отвечают за изучение иностранных языков. При этом после 15 лет значительного развития этих систем уже не наблюдается.

Таким образом, обучение иностранному языку в раннем возрасте (до 15 лет) является оптимальным и имеет целый ряд преимуществ.

1. Дети обучаются иностранному языку легче и быстрее, чем взрослые

Мозг ребенка похож на губку и способен усваивать новую информацию бессознательно. Взрослым требуется гораздо больше времени и усилий для достижения аналогичных результатов При этом знания иностранного языка, полученные в детском возрасте, оказываются гораздо более прочными и надежными, чем у взрослых.

2. В случае изучения иностранного языка в детском возрасте есть шанс научиться говорить без акцента

Младенцы в возрасте от 10 до 12 месяцев могут различать любые звуки на любом языке. В дальнейшем они постепенно теряют эту способность и начинают улавливать исключительно звуки, имеющие для них определенное смысловое значение.

Именно по этой причине бывает так тяжело освоить правильное произношение звуков иностранной речи, аналогов которым нет в родном языке (например, сочетание букв «th» в английском языке).

В связи с этим, чем раньше ребенок начнет слышать непривычные ему звуки иностранной речи, тем лучше.

По мнению специалистов, добиться беглого владения языком и отсутствие акцента можно только, если начать учить язык в возрасте до 10-11 лет (при этом некоторые специалисты называют в качестве оптимального возраст до 6 лет).

После этого возраста изучение иностранного языка, конечно, возможно, однако, скорее всего, будут серьезные проблемы с акцентом, которые вряд ли получится полностью исправить.

3. Дети не усложняют процесс обучения и действуют смелее

Мышление детей проще, чем у взрослых. Они используют меньше слов и строят более простые предложения. В процессе обучения у ребенка нет необходимости выражения абстрактных мыслей и чувств на новом для себя языке, поскольку абстрактное мышление у него пока еще не сформировано.

Кроме того, дети не боятся того, что скажут что-то неправильно и не беспокоятся о мнении окружающих. Они выражают свои мысли на иностранном языке гораздо смелее. Их не волнует, что они могут стать объектом насмешек или подвергнуться критике.

У детей гораздо больше времени на освоение нового языка, чем у взрослых. Поэтому развитие языковых навыков у ребенка происходит естественным путем. По мере взросления в его речи появляется все больше и больше сложных мыслей и абстрактных выражений. Такой постепенный подход делает обучение гораздо более эффективным.

4. Ребенок может обучаться в процессе игр, не воспринимая это как тяжкую обязанность

Многие взрослые рассматривают обучение иностранному языку как тяжкую обязанность. Они не получают от этого удовольствия и довольно часто весь процесс обучения воспринимают негативно.

В свою очередь дети не имеют подобных предубеждений. Они могут обучаться во время бесед друг с другом, всевозможных игр и разнообразных творческих активностей (рисование, пение, актерское мастерство и др.), иногда даже не осознавая того, что они чему-то учатся.

С какого возраста учить английский - Фото 2 С какого возраста учить английский - Фото 2

В результате процесс обучения получается максимально естественным. У ребенка не возникает каких-либо психологических барьеров или отрицательных эмоций. При этом чем больше ребенок получает удовольствия в ходе перечисленных активностей, тем легче и продуктивней оказывается обучение в целом.

Обучение второму языку в детском возрасте не только эффективно, но и полезно

Вы все еще сомневаетесь, стоит ли тратить время и силы вашего ребенка на обучение иностранному языку? Вот только некоторые преимущества, которые он получит по сравнению со сверстниками.

1. Многостороннее развитие умственных способностей

Постоянное переключение с одного языка на другой – отличная тренировка для мозга. Специалистами установлен целый ряд преимуществ изучения второго языка в раннем возрасте для умственного развития ребенка, в том числе:

  • более высокие результаты в стандартизированных тестах, которые используются для проверки знаний в школах, а также при поступлении в ВУЗы;
  • повышение гибкости и оригинальности мышления, развитие умения мыслить креативно, эффективно решать нестандартные проблемы и задачи;
  • значительный рост показателей целого ряда важных мыслительных навыков, в том числе концентрации внимания, планирования, мультизадачности, а также математических способностей.

2. Повышение уровня уверенности в себе

В жизни часто возникают ситуации, когда знание иностранного языка может оказаться полезным. Данное утверждение особенно справедливо в эпоху глобализации и стремительного развития Интернета.

Далеко не все дети обладают необходимыми навыками, и если ребенок получает возможность проявить себя в такой ситуации, это способствуют повышению уровня самооценки и росту уверенности в себе.

Кроме того, чувствуя себя более компетентным на фоне сверстников, ребенок будет охотнее уделять внимание как дальнейшему изучению иностранного языка, так и саморазвитию в целом.

3. Снижение вероятности развития заболеваний нервной системы в пожилом возрасте

По мнению некоторых ученых изучение иностранного языка в раннем возрасте может способствовать повышению сопротивляемости к болезни Альцгеймера, а также снижению вероятности отдельных когнитивных нарушений. Специалисты считают, что это может быть связано с дополнительной тренировкой мозга, которому приходится постоянно переключаться и фильтровать информацию сразу на двух языках.

4. Расширение возможностей для построения успешной карьеры, получения образования за рубежом и путешествий

В эпоху глобализации все больше и больше компаний ищут работников, которые хорошо владеют иностранным языком. И это касается не только переводчиков. Компаниям нужны сотрудники, которые смогут общаться с их партнерами за границей, а также продвигать продукты и услуги на зарубежных рынках.

Поэтому на сегодняшний день особенно востребованы служащие, которые, с одной стороны, являются высококлассными специалистами в своей области (юриспруденции, маркетинге, медицине, технических дисциплинах, программировании и т.п.), а с другой – хорошо владеют иностранным языком. Такие специалисты могут рассчитывать на выгодные условия, более высокую зарплату, а также на интерес со стороны зарубежных компаний.

До устройства на работу, на стадии получения образования, школьники и студенты, хорошо владеющие иностранным языком, также могут рассчитывать на ряд преференций. Во-первых, перед ними открываются дополнительные возможности, связанные с получением образования за рубежом. Во-вторых, сам процесс обучения в зарубежном университете будет для них гораздо более легким и приятным.

С какого возраста учить английский - Фото 3 С какого возраста учить английский - Фото 3

Наконец, еще один приятный бонус – возможность путешествовать по миру, общаясь с представителями других стран и других культур на родном для них языке. При этом хорошее образование и успешная карьера делают мечты о путешествиях гораздо более достижимыми и реальными.

Сделайте процесс обучения ребенка максимально интересным и увлекательным

Обучение ребенка – очень деликатный процесс. Ни в коем случае нельзя насильно принуждать его к изучению иностранного языка. Даже со взрослыми такая стратегия, как правило, приводит к провалу. Если процесс обучения вызывает у человека негативные эмоции и ему приходится рассчитывать только на свою силу воли, в конечном итоге он все равно сдастся, так и не достигнув нужного результата.

Поэтому очень важно сделать так, чтобы ребенок воспринимал обучение иностранному языку как игру, как что-то новое и увлекательное. Чем больше это будет доставлять ему удовольствие, тем лучше. Помните, что если ребенок почувствует, что его к обучению принуждают, это может создать проблемы при изучении языка не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни.

Подойдите к решению задачи творчески. Подумайте, как можно сделать так, чтобы обучение иностранному языку проходило максимально весело, легко и непринужденно. Если вы сможете найти правильный подход и реализовать его на практике, это станет значимым и ценным вкладом в успешное будущее вашего ребенка.